Система защиты электроутюга от перегрева одна ¾ терморегулятор (Рис. 1). Принцип работы терморегулятора заключается в регулировании температуры нагрева ТЭНа и его выключения при достижении заданной температуры.
Рис. 1 Терморегулятор
Для создания аварийного режима электроутюга была отключена система защиты от перегрева путем соединения контактов питания ТЭНа напрямую, без использования терморегулятора в контуре. Подключение напрямую осуществляется оголенными жилами медных проводов сечением 1,5 мм. (Рис. 2).
Рис. 2 Вид на отключение терморегулятора
После отключения системы защиты, электроутюг собирается в обратном порядке и подключается в сеть без воды.
В ходе проведения внешнего визуального обследования выявлено, что в результате возникновения горения прибор получил значительные термические повреждения виде оплавлений корпуса прибора в нижней части, которая больше прилегает к подошве прибора (Рис. 3).
Рис. 3 Термические повреждения электроутюга
Также в подошве, в месте возникновения электрической дуги обнаружено круглое отверстие диаметром примерно 6 мм со следами оплавления металла в виде каплевидных наростов на краях отверстия. Данные термические повреждения дают основание полагать, что был аварийный режим работы электроутюга без требуемого охлаждения и ограничения по температуре нагрева (Рис. 4).
Рис. 4 Результат дугового разряда
В литературе описано, что такие случаи могут иметь место после длительного (несколько недель или месяцев) пребывания ТЭНов в отключенном состоянии в условиях высокой относительной влажности (более 80%). Из практики эксплуатации ТЭНов следует, что случаи выброса расплавленного металла наблюдаются у ТЭНов с рабочей температурой на оболочке свыше 500 °С. Вышеописанные явления – следствие повышения проводимости периклаза за счёт увеличения его влажности, если ТЭН плохо загерметизирован или долго находился без работы. Возможны аварийные ситуации с ТЭНом даже при хорошей герметизации и сухом периклазе. Установлено, что в процессе эксплуатации ТЭНов происходит взаимодействие периклаза с нагревательной спиралей и металлом оболочки, что и является причиной аварийной ситуации.
Образец представляет собой остатки электрического утюга в виде подошвы с ТЭНом.
Верхняя часть образца имеет следы продуктов горения в виде налета темного цвета.
В районе ТЭНа в верхней части утюга имеются следы термических повреждений в виде пятна коричневого и черного цвета.
В нижней части имеется локальное сквозное проплавление в подошве утюга диаметром 6 мм.
Данное оплавление свидетельствует о воздействии электрической дуги, характерной для короткого замыкания в ТЭНе.
Таким образом, по результатам визуального исследования образца установлено, что: имеются следы, характерные для аварийного режима работы ТЭНа в виде короткого замыкания на корпус